Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 327
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2014 год. Вариант №2

Часть "A"

При выполнении заданий этой части (A1–A30) выберите один правильный ответ.

A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?






A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?






A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.






A4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Располагая развитой системой сигналов,





A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).






A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?






Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)... (2)Подчеркнём, что эта красота непосредственно связана с игрой цветов на их поверхности. (3) Это проявление свойств фотонного кристалла, поэтому опал можно по праву назвать природным фотонным кристаллом. (4)... при этом следует оговориться, что кристалл этот далёк от идеального. (5) В природных фотонных кристаллах обычно оказывается множество дефектов – лишние кварцевые сферы или пустоты, которые придают переливам цветов даже бόльшую насыщенность, но в то же время делают их непригодными для применения в технике. (6) Поэтому для нужд современной оптики необходимо научиться создавать искусственные опалы, позаимствовав общую идею у природы.

A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?






A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в ЧЕТВЁРТОМ предложении текста?






A9Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?






A10Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.






A11Укажите верную морфологическую характеристику слова МНОЖЕСТВО (предложение 5).






A12Укажите значение слова ИДЕАЛЬНЫЙ в четвёртом (4) предложении.






A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В ра(1)их работах, созда(2)ых русским мастером, ещё чувствовалось посторо(3)ее влияние, но его зрелые работы отличались уже абсолютной самостоятельностью.





A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?






A15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?






A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?






A17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. продл..вающий Б. черешн..вый В. выстра..вая Г. остр..нький





A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?






A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?






A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Солнце быстро прогрело небольшое озеро ( ) и в нём сразу закипела жизнь.





A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Кругом были поля, глушь исконной, серединной России; среди них (1) зарастая кудрявой муравой (2) уходила вдаль (3) изрезанная заглохшими колеями (4) дорога.





A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Нет (1) наверное (2) ни одного собирателя книг, который не знал бы имени Шибанова. Свыше полувека он занимался наукой, которая (3) кажется (4) непосвящённым чрезвычайно скучной и ограниченной, – библиографией.





A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)






A24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Всех тянуло к этому искреннему во всех проявлениях человеку: его радостно встречали на открытии выставки и на премьере спектакля, настойчиво приглашали на лекции и обсуждения.





A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для хозяев вишнёвого сада двадцать второе августа не только день продажи имения, но и точка отсчёта (1) по отношению (2) к которой (3) время делится на прошлое и будущее.





A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мартынов увидел пароход напротив (1) и (2) когда пассажиры начали сходить по трапу (3) принялся наблюдать (4) как меняется толпа на пристани.





Прочитайте текст.

В разрушении гор участвуют разнообразные внешние силы. Днём солнечные лучи нагревают скалу – камни расширяются, ночью же, остывая, они вновь сжимаются, и камень не выдерживает и растрескивается, после чего свою разрушительную работу начинает вода, которая попадает в трещины: при замерзании она расширяется, и трещины растут; в них проникают корни растений, высасывая вместе с влагой вещества, нужные им для питания, и постепенно разъедают поверхность скалы, к чему присоединяется и работа бактерий, которые перерабатывают разрушенные горные породы и превращают их в почву. Все эти процессы называются выветриванием, хотя ветер и не принимает в них непосредственного участия.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?






Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.

(1)Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад: «Промысловиками китобойной флотилии «Дальний Восток» добыт абсолютно белый кит». (2)Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал: «Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3) Под вечер на горизонте китобои заметили скопление китов. (4)Среди тёмно-серых плыл белый кит. (5)Точный выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине. (6) Наконец лебёдки втянули на слип белоснежную тушу... (7)На земном шаре животные – альбиносы хотя и встречаются, но довольно редко », – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему.

(8)За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается солнце. (9) Низкие лучи золотят зыбь. (10)Волны тёмно-синие, густые. (11) Над океаном пахнет рыбьей странной жизнью. (12) Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13)Среди стада плывёт белый красавец. (14)Один на десятки тысяч.

(15)Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть: море спокойно, а мерцающую белую цель видно и под водой. (16)Латышев кричит: «Белого, белого!» (17) Хлопает выстрел.

(18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19)Я понимаю глупое любопытство матросов. (20)Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21)И здесь-то Латышев, если он учёный, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. (22)И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды.

(23)«Киты-самоубийцы» – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете. (24)«Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25)И вдруг один за другим киты стали бросаться на скалы и отмели. (26) Острые камни разрывали тела животных, многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали.

(27) Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28) Что заставляет их «сознательно» идти на верную гибель? (29) Учёные пока ничего не могут ответить на этот вопрос».

(30) Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел их запрещён. (31) Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки, ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают отравленные воды химических заводов...

(32) И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не знают, почему киты кончают самоубийством.

(33)Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто вроде акта самосожжения. (34) У них нет иного языка, чтобы обратить на себя внимание.

(По В. Конецкому)

A28В каких предложениях текста писатель В. Конецкий объясняет причину самоубийства китов?






A29В каком варианте ответа перечислены все типы речи, представленные в предложениях 23 – 29?






A30Укажите предложение, в котором используются контекстные синонимы.






Часть "B"

Ответом к заданиям этой части (В1–В8)является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ БЕЗ ПРОБЕЛОВ, ЗАПЯТЫХ И ДРУГИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СИМВОЛОВ.

B1Из предложений 23-25 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.



B2Из предложений 18-21 выпишите подчинительный союз.



B3 Из предложений 9 – 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.



Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами.

B4Среди предложений 27-34 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.



B5Среди предложений 18-29 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



B6 Среди предложений 24-34 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.



B7Среди предложений 30-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8«Искреннюю взволнованность автора и его неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают как синтаксические, так и лексические средства: (А)_____ (предложения 13 – 14, 21 – 22), (Б)_____(«светило», «красавец»). Экспрессивность текста усиливают (В)_____ (в предложениях 20, 31). Эмоциональное состояние автора передаёт такое изобразительное средство, как (Г)_____(«сердце закипало...» в предложении 7)».

Список терминов:

1) метафора

2) сравнительный оборот

3) ряды однородных членов

4) парцелляция

5) диалектизм

6) риторическое обращение

7) эмоционально-оценочные слова

8) литота

9) вводные конструкции



Ваше имя: