Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ по русскому языку. 2022 год. Тренировочный вариант №3

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–27 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Россию часто называют лесной страной, и это неслучайно. Леса покрывают её огромные пространства.

При обилии дерева на Руси его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учётом свойств и качеств древесины. К примеру, дуб не боится воды. <...> из него делали срубы колодцев, сваи под здания. Всемирно известная колокольня «Иван Великий» Московского Кремля уже более пятисот лет стоит на дубовых сваях, Пётр I строил корабли русского флота из дуба и сосны. Высокая, гладкоствольная, смолистая, сосна широко применялась в строительстве всевозможных сооружений. По своим качествам близка сосне лиственница, более устойчивая к сырости. Ель хуже других древесных пород сопротивлялась влаге: её предпочитали использовать для внутренней отделки дома. Из-за удивительных «музыкальных способностей» ель применяли для изготовления скрипок, гитар, других музыкальных инструментов.

Осина, обветренная, омытая дождями, обретает вид благородного серебра, и народ использовал это качество дерева. Терпеливо топором вытёсывалась замечательная кровля, похожая на кольчугу. (По Л.Даниловой)

1Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики.

2) Текст относится к публицистическому стилю речи, он рассчитан на широкую аудиторию и посвящён актуальной проблеме – роли лесов в жизни русских людей.

3) Жанр текста – научный обзор.

4) В тексте преобладают простые предложения, осложнённые однородными членами предложения и обособленными определениями.

5) В первом предложении текста формулируется тезис, затем автор текста обосновывает справедливость тезиса и приводит примеры.

2Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в пятом предложении текста. Запишите это наречие.

3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БЛАГОРОДНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в в последнем абзаце текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

БЛАГОРОДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно.

1. Отличающийся безукоризненной честностью, самоотверженностью, великодушием; свойственный ему. Б. человек. Б-ые чувства. Б. поступок, порыв. Б-ая задача, идея, мысль. // Проникнутый самоотверженностью, великодушием. Б-ая цель. Б-ые черты лица.

2. Выделяющийся своими особыми качествами, изяществом; исключительный. Б-ая красота. Б-ая простота линий.

3. Отличающийся ценными качествами (с составе различных научных названий). Б-ые грибы (белые, подосиновики, подберёзовики и т.п.). Б-ые газы (инертные газы, считавшиеся неспособными вступать в химические реакции). Б-ые металлы (отличающиеся высокой химической стойкостью и красивым внешним видом в изделиях: золото, платина, серебро и т.п.). Б. коралл (красный коралл; идёт на изготовление украшений). Б. олень (марал, изюбрь и др.)

4. только полн. В России до 1917 г.: дворянского происхождения, относящийся к дворянам; предназначенный для них. Б-ое собрание (собрание дворян). Б. пансион (закрытое учебное заведение для детей дворян). Институт благородных девиц (закрытое женское учебное заведение для дочерей дворян).

4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

углубИть

врУчит

воспринялА

бухгАлтеров

донЕльзя

5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Внимательный приём и ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ беседа являются залогом установления прочных деловых отношений.

Морская тактика, говорил Макаров, представляет собою науку, которая учит, как с наибольшей ВЫГОДНОСТЬЮ использовать свои корабли в борьбе с противником.

Хозяин, не желая показаться НЕВЕЖЕЙ, поспешно вышел из гостиной и первым протянул необычному гостю руку для крепкого рукопожатия.

Информацию о НАЛИЧИИ билетов на детские спектакли можно получить в кассах драматического театра.

Во время наступления танковой дивизии удалось сломить ВРАЖЕСКУЮ оборону противника.

6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Не всегда удаётся легко усвоить правильное правописание того или иного слова, поэтому приходится использовать ассоциативные приёмы запоминания.

7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд

за СЕМЬЮ замками

пачка МАКАРОНОВ

в ДВУХТЫСЯЧНОМ году

этот торт более ВКУСНЫЙ

8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки
  1. неправильное построение предложения с причастным оборотом
  2. ошибка в построении предложения с однородными членами
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Предложения
  1. В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке.
  2. Благодаря работе режиссёра фильм завоевал не одну награду на международных конкурсах.
  3. Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таких качеств ученика, как умение говорить и слушать.
  4. Сдавленная горными породами магма время от времени со взрывами поднимается вверх, и тогда случаются извержения.
  5. Неандертальцы знали, что такое огонь, и умело изготавливают оружие.
  6. Прочитав письмо, Андрею показался странным почерк его автора.
  7. На днях открывается рассказывающая выставка о людях-героях.
  8. Когда я прихожу домой, пёс встречает меня дружеским лаем.
  9. Говоря о технике бурения, я обращусь к некоторым невероятным фактам.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) кособокий, горящий, макет

2) приберёт, роскошный, мировоззрение

3) избирательный, вымокнуть, раздерёшь

4) деревня, макинтош, косовица

5) заскочить, ростовщик, принимать

10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов

1) пр..небрежение, пр..рвать, камень пр..ткновения

2) на..пись, о..толкнуть, пре..писание

3) контр..ск, дез..нформация, двух..гольный

4) всеоб..емлющий, без..апелляционный, раз..ярённый

5) ра..пад, бе..кровный, бе..шумный

11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) искаж..нный, (на улице) свеж..

2) завистл..вый, процентщ..ца

3) расщел..на, выздоров..вший

4) присва..вать, меньш..нство

5) привораж..вая, кресл..це

12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) чекан..щий (шаг), (снега) та..т

2) люб..щий читать, (дорожки) обледене..т

3) неотъемл..мый, пропол..шь (грядки)

4) стел..щийся (туман), (ежи) кол..тся

5) посмотр..шь, озадач..вший

13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Покончив с яблоней, Гарри принялся раскачивать тополь, (НЕ)ПОДДАВАВШИЙСЯ его усилиям.

Тянулась глубокая осень, уже (НЕ)СЫРАЯ, дождливая и навевающая хандру и скуку, а сухая, ветреная, освежающая.

Портрет ещё (НЕ)ОКОНЧЕН, но слава о художнике быстро облетела город.

Таким строгим тоном отец никогда ещё (НЕ)ГОВОРИЛ со своими сыновьями.

Слышался лишь (НЕ)УМОЛЧНЫЙ говор речных струй да сухой треск цикад.

14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, БУДТО(БЫ) полились радостные весенние слёзы.

Туман был (НА)СТОЛЬКО плотен, что сверху казалось, (КАК)БУДТО в синюю чашу налито голубое молоко.

(В)НУТРИ помещения библиотеки было тепло и уютно, (ПО)ЭТОМУ уходить отсюда не хотелось.

Организм человека способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.

В отличие от других притоков Москвы-реки, заключённых в трубы, Яуза остаётся открытой (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всего русла, ДА(ЖЕ) в черте города.

15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН

Мощё(1)ые плитняком дворы с четырёх сторон были окруже(2)ы непрерывною цепью построек, входа с улицы в дома не было, и сначала нужно было войти в каме(3)ые низкие ворота с железною решёткою.

16Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Приказы начальника порта о ледокольной кампании и открытии навигации предельно кратки чётки и суховаты.

2) Уже страданьям нашим не найти ни меры ни названья ни сравненья.

3) Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто.

4) Время было осеннее и утренние морозы уже раскрасили деревья и травы в тёмно-фиолетовые и золотисто-оранжевые тона.

5) Маленький рыжий пёс стоял рядом.

17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего во временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

18Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я (4) не в силах (5) скрыть своей тоски.

(С. Есенин)

19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Склоны этой горы (1) на вершине (2) которой (3) двумя широкими скобами уселся дом (4) и той горы (5) что напротив нас (6) не были засажены никакими деревьями.

20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мать всегда беспокоилась (1) когда (2) сын исчезал из дома надолго (3) и (4) если бы (5) не запрет отца (6) она держала бы его возле себя вечно.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Недалеко от берега Телецкого озера, в северо-восточной части Республики Алтай расположен Ко́рбу — водопад на реке Большая Корбу, впадающей в Телецкое озеро. (2)На всем своём небольшом пути река образует маленькие водопады и затем обрушивается с водопадом Корбу. (3)Высота водопада - 12,5 метров. (4)Алтайское название Корбу (точнее, «Корбо») в переводе на русский язык означает «ветка». (5)Единственный способ добраться до этого уникального места Корбу — прогулка на катере по озеру. (6)Водопад, как и весь правый берег озера, находится на территории Алтайского государственного природного биосферного заповедника. (7)Выход на берег и подступы к водопаду оборудованы специальными площадками и лестницами. (8)Вокруг водопада живописная заповедная природа. (9)Слева практически отвесно подступают высокие скалы, справа – крутой берег, поросший густым лесом.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. (3)Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. (8)Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими. (9)Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

(16)Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой.(18)Надо было отстреливаться.

(19)И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(20)Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.

(22)Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23)Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28)На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её. (30)В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися... от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его...» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.

(41)Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42)Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

(По Б.Л. Пастернаку*)

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Юрий Андреевич имел при себе именное оружие.

2) Вопреки международной конвенции о Красном Кресте, запрещающей военным врачам принимать вооружённое участие в боевых действиях, доктор однажды взял в руки оружие.

3) Герой не испытывал жалости и сочувствия к тем, кто воевал на стороне белых.

4) На груди убитых красногвардейца и белогвардейца доктор нашёл бумажки с одним и тем же псалмом.

5) Белогвардейские солдаты – вчерашние гимназисты и студенты - на поле боя проявляли безрассудную храбрость.

23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 раскрывает, поясняет содержание предложения 2.

2) Предложение 8 содержит описание.

3) В предложениях 25, 26 представлено описание.

4) Предложения 22-24 содержат рассуждение.

5) В предложении 17 указана причина того, о чём говорится в предложении 18.

24Из предложений 8–10 выпишите фразеологизм.

25Среди предложений 4-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Изображая события гражданской войны, уносящей огромное количество молодых жизней, Б.Л. Пастернак подчёркивает её бессмысленность и беспощадность. Для этого он использует различные средства выразительности, среди которых тропы: (А) _______ («выразительные, привлекательные физиономии» в предложении 8, «восторженным молодечеством» в предложении 9 и (Б) ___________(предложение 11). Лексическое средство – (В)____________ «не на жизнь, а на смерть» (в предложении 16), «глазам своим не поверил» в предложении 45) и синтаксическое средство – (Г)____________ (предложение 40) – придают тексту дополнительную эмоциональность».

1) фразеологизм

2) эпитеты

3) литота

4) разговорная лексика

5) вопросительное предложение

6) метафора

7) синтаксический параллелизм

8) риторическое обращение

9) ряды однородных членов предложения

Часть 2

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.