Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 356
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №17

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Материнская плата — это большая плата (именно плата или, как иногда говорят, печатная плата, используя радиоэлектронную терминологию), к которой присоединяются все остальные детали компьютера. (2)Материнская плата действует как станция управления, которая соединяет и объединяет другие части (отсюда и название — «материнская»). (3)<...>, процессор, оперативная память и видеокарта подключены непосредственно к материнской плате.

1Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Плата, к которой присоединяются отдельные детали компьютера, действует как станция управления.

2) Процессор, и оперативная память, и видеокарта подключены непосредственно к большой плате в компьютере, называемой материнской.

3) Большая плата как станция управления соединяет и объединяет все составляющие части компьютера, именно поэтому её называют материнской.

4) Большая плата, выполняющая роль станции управления, получила название «материнская» благодаря своему основному назначению: она соединяет и объединяет все составляющие части компьютера.

5) Материнскую плату специалисты называют печатной, используя при этом радиоэлектронную терминологию.



2Самостоятельно подберите вводное слово со значением «порядок мыслей и их связь», которое должно стоять на месте пропуска в третьем(3) предложении текста. Запишите это вводное слово.



3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЧАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЧАСТЬ, -и, ж.

1) Доля, отдельная единица, на которые подразделяется целое. Разделять на части. Ч. заработка. Ч. публики. Ч. яблока.

2) Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.

3) Отдел какого-н. учреждения, отдельная часть управления. Санитарная ч. Учебная ч.

4) Предмет как составной элемент какого-нибудь целого организма, механизма. Запасные части (детали машин).



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

киломЕтр

донЕльзя

отобрАла

позвонИм

довезЁнный



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выдавать больше продукции.

Этот человек производит ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

Кое-где по опушкам БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.

Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.



6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Черноплодная рябина — коренной абориген Америки — была завезена в ботанические сады Москвы и Петербурга в XIX веке, ещё при жизни А.С. Пушкина.


7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПЯТИСТА человек

ИНЖЕНЕРЫ

НАИСЛОЖНЕЙШИЙ

в день ИМЕНИН

винные ПОГРЕБА



8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Грамматические ошибки
  1. нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  2. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
  3. нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  4. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  5. нарушение в построении сложного предложения
Предложения
  1. Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли, вышел указ Петра I о запрещении поединков.
  2. Все, кто изучал труды Г.О. Винокура, знает о его исследованиях в области лингвопоэтики.
  3. Регистрация участников симпозиума была проведена сразу по их прибытии.
  4. Мы спросили, что вправе ли рассчитывать на помощь государства.
  5. Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
  6. Ряд статей о загадках природы Заполярья напечатан в журнале «Юный натуралист».
  7. Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада всех видеть в воскресенье у себя на даче.
  8. Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.
  9. Благодаря таланта дирижёра удалось ощутить своеобразие музыки П. И. Чайковского.
А
Б
В
Г
Д

9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2) вл..стелин, пок..рать, осозн..вать

3) пок..ряющий, укр..титель, приг..родный (поезд)

4) упл..тняя (бетон), вык..сить (траву), р..скошный

5) заск..чить, р..стовщик, приг..реть



10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..мудрый, пр..одолеть, пр..града

2) бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

3) о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

4) из..мать, пред..юльский, от..граться

5) вз..ерошить, порт..ера, четырёх..угольный



11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) претерп..вать, алюмини..вый

2) привередл..вый, успока..ваться

3) тиш..на, смекал..стый

4) накапл..вать, улыбч..вый

5) игольч..тый, изначальн..



12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)

2) дремл..шь, омыва..мый

3) расчист..вший, леч..шь

4) сломл..нный, вычита..мые

5) дорогосто..щий, (они) усво..т



13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Кустики брусники усыпаны ещё (НЕ)СОЗРЕВШИМИ ягодами.

Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.

В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

Картошка на огородах до сих пор (НЕ)ВЫКОПАНА.

(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век механически.



14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ целого дня наш отряд с трудом шёл вперёд, двигаясь (НА)ОЩУПЬ.

В лесу (ПО)ОСЕННЕМУ пахло сыростью, было холодно и промозгло, и мы, ЧТО(БЫ) согреться, развели костёр.

Маруся долго не могла понять, (ПО)ЧЕМУ никто вот так прямо, (С)ХОДУ не может дать ответ на мучивший её вопрос.

(ПО)СРЕДИ комнаты стоял огромный дубовый стол, а ТАК(ЖЕ) крепкие, под стать столу, тяжёлые стулья.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.



15Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

По приказу капитана все награбле(1)ое пиратами добро было немедле(2)о разложе(3)о на большом деревя(4)ом столе.


16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.

2) Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

3) А.Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

4) Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

5) Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или желчной любезностью или дерзостью.



17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.


18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но знаю я, что лживо, а что свято, —
Я это понял (1) всё-таки (2) давно.
Мой путь один, всего один (3) ребята, —
Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.

(В. С. Высоцкий)



19Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вчера вечером (1) простился я со своим спутником (2) добросердечия (3) которого (4) не забуду никогда.


20Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.


21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Ая (Айское) — пресноводное озеро в Алтайском районе Алтайского края, расположенное в горной котловине левого берега Катуни в 10 км к югу от села Майма. (2)Существует алтайская легенда о том, что луна спустилась в долину и схватила там людоеда Дельбегена, чтобы спасти людской род. (3)На том месте, где спустилась с неба луна, образовалась вмятина и возникло озеро Ая. (4)Озеро не имеет поверхностного стока и питается за счёт подземных (подводных) восходящих источников — родников. (5)Максимальная глубина озера - 21,7 метров. (6)В диаметре Ая около 300—400 метров. (7)Температура воды летом около 20 °C, а замерзает озеро в ноябре, поэтому зимой Ая — огромный каток, который освещается вечером и ночью. (8)Ая — популярное место отдыха, сыскавшее славу ввиду благоприятных климатических условий и красоты природы района, в котором оно расположилось. (9)Вокруг озера построены турбазы, на берегу организован пляж, прокат водных велосипедов, лодок.


Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

(4)Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

(6)Вот что она пишет маме:

(7)«Я их рисовала для тебя, думая о тебе... (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать...»

(12)И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

(14)И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22)Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству. (25)Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

(27)И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской. (28)Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

(по Л. А. Тишкову*)

*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Можно рисовать где угодно и чем угодно: истинное творчество способно проявить себя в любых условиях.

2) Находясь в местах лишения свободы, человек невольно начинает испытывать тягу к самообразованию, к научному постижению окружающей реальности.

3) Творчество может дать человеку ощущение внутренней свободы, даже если тот в реальности лишён её.

4) Не так важно, что именно изображает художник: нечто вымышленное или реальность: гораздо важнее, чтобы душа и сердце, выплеснутые на бумагу, давали ощущение свободы.

5) Все, кто находятся в местах лишения свободы начинают рисовать.



23Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 31 содержится вывод из предложения 30.

2) Предложение 12 указывает на следствие того, о чём говорится в предложениях 7—11.

3) В предложениях 28—32 представлено рассуждение.

4) Предложение 26 раскрывает содержание высказывания в предложении 25.

5) В предложениях 4—5 представлено рассуждение.



24Из предложений 28–31 выпишите антонимы.



25Среди предложений 1—11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и однокоренного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21–24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

26«Л. Тишков, просто, кратко, но ярко и выразительно рассказывает нам истории известных людей. В лексике текста довольно часто встречаются (А)_____ («не было» в предложении 9, «прошлое» в предложении 10, «можно изображать» в предложении 28), а также такой троп, как (Б)_____ («тяжёлые испытания» в предложении 2, «серебряным штрихом» и «загадочную жизнь» в предложении 22, «искреннее и правдивое» [творчество] в предложении 32). Свои мысли и эмоции автору помогают раскрыть синтаксические средства выразительности: (В)_____ (предложения 5, 13, 14, 29, 31, 32) и (Г)_____ (предложения 1, 27, 28)».

Список терминов:

1) вводные слова и предложения

2) эпитеты

3) парцелляция

4) восклицательные предложения

5) антонимы

6) синекдоха

7) ряды однородных членов предложения

8) анафора

9) лексические повторы



Часть 2

27 Напишите сочинение по прочитанному тексту
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.