Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Задание 5. Из древнерусской литературы и русской литературы XVIII в

«Cлово о полку Игореве»

  • Аргументируйте утверждение А.Н. Толстого: «"Слово…" всё проникнуто человечностью, высокими думами, возвышенными страстями и роскошью героических образов».
  • Аргументируйте утверждение академика Д.С. Лихачёва о том, что «в основе гениальной наблюдательности автора "Слова…" лежала его любовь к родной ему страдающей земле». (По «Слову о полку Игореве»)
  • Аргументируйте утверждение академика Д.С. Лихачёва: «историзм древнерусской литературы был соединён в ней с глубоким патриотизмом». (По «Слову о полку Игореве»)
  • Аргументируйте высказывание академика Д.С. Лихачёва о том, что в «Слове о полку Игореве» присутствует героический дух.
  • В чём, с Вашей точки зрения, заключается мудрость «Слова о полку Игореве»?
  • Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
  • Какие нравственные качества прославляются в «Слове о полку Игореве»?
  • Каковы гражданские и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
  • Образ автора в «Слове о полку Игореве».
  • Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».
  • Почему «Золотое слово Святослава» и «Плач Ярославны» занимают особое место в композиции «Слова о полку Игореве»?
  • Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
  • Тема ответственности за судьбу Руси в «Слове о полку Игореве».
  • Что дало основание А.Н. Толстому назвать «Слово о полку Игореве» «великим памятником гуманизма»?

М.В. Ломоносов. Стихотворения

  • Как в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об идеальном историческом деятеле?
  • Какие ценности утверждаются М.В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?
  • Образ России в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В. Ломоносова.

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

  • Аргументируйте утверждение Н.В. Гоголя, что в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» «нет ничего карикатурного: всё взято живьём с природы и проверено знанием души».
  • В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  • Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
  • Как Вы понимаете слова историка В.О. Ключевского о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «Её лица комичны, но не смешны, комичны как роли и вовсе не смешны как люди»
  • Какие авторские идеалы воплощены в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?  
  • Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
  • Какие личностные качества объединяют учителей Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
  • Какие нравственные ценности объединяют Правдина и Стародума? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
  • Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  • Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  • Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
  • Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
  • Чем различаются характеры женихов Софьи? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
  • Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» трагедией? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
  • Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
  • Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Г.Р. Державин. Стихотворения

  • Аргументируйте утверждение критика В.Г. Белинского, что «господствующим чувством» Г.Р. Державина был патриотизм. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
  • В чём, с Вашей точки зрения, состоит своеобразие поэзии Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору).
  • Как в поэзии Г.Р. Державина отражён его художественный принцип: «пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно»? (На примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося)
  • Какие «вечные» вопросы поднимает Г.Р. Державин в своих стихотворениях?
  • Какие «уроки» властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин? (На примере одного из стихотворений каждого поэта)
  • Каковы представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
  • На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
  • Над какими проблемами заставляет задуматься лирика Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
  • Над какими философскими вопросами заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
  

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

  • Аргументируйте утверждение А.С. Пушкина: «Карамзин освободил язык от чужого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова». (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Аргументируйте утверждение критика В.Г. Белинского, что в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина «изображалась жизнь сердца и страстей».
  • В чём смысл названия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
  • Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
  • Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Каково авторское отношение к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Каково отношение автора повести к Эрасту? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Какую роль в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» играет пейзаж?
  • Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?