Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны
Интерактивные технологии в образовании
Задание 5. Из древнерусской литературы и русской литературы XVIII в
«Cлово о полку Игореве»
Аргументируйте
утверждение А.Н. Толстого: «"Слово…" всё проникнуто человечностью,
высокими думами, возвышенными страстями и роскошью героических образов».
Аргументируйте утверждение академика Д.С. Лихачёва о том, что «в основе гениальной наблюдательности автора "Слова…" лежала его любовь к родной ему страдающей земле». (По «Слову о полку Игореве»)
Аргументируйте
утверждение академика Д.С. Лихачёва: «историзм древнерусской литературы был
соединён в ней с глубоким патриотизмом». (По «Слову о полку Игореве»)
Аргументируйте высказывание академика Д.С. Лихачёва о том, что в «Слове о полку Игореве» присутствует героический дух.
В чём, с Вашей точки зрения, заключается
мудрость «Слова о полку Игореве»?
Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?
Какие нравственные качества прославляются в «Слове о полку Игореве»?
Каковы гражданские
и нравственные уроки «Слова о полку Игореве»?
Образ автора в «Слове о полку Игореве».
Образ Русской
земли в «Слове о полку Игореве».
Почему «Золотое слово Святослава» и «Плач Ярославны» занимают особое место в композиции «Слова о полку Игореве»?
Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?
Тема ответственности за судьбу Руси в
«Слове о полку Игореве».
Что дало основание А.Н. Толстому назвать
«Слово о полку Игореве» «великим памятником гуманизма»?
М.В. Ломоносов. Стихотворения
Как в «Оде на день
восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года» воплощено представление М.В. Ломоносова об
идеальном историческом деятеле?
Какие ценности утверждаются М.В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»?
Образ России в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В. Ломоносова.
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Аргументируйте утверждение Н.В. Гоголя, что в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» «нет ничего карикатурного: всё взято живьём с природы и проверено знанием души».
В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Как в комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
Как Вы понимаете слова историка В.О. Ключевского о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»: «Её лица комичны, но не смешны, комичны как роли и вовсе не смешны как люди»
Какие
авторские идеалы воплощены в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Какие личностные качества объединяют учителей Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Какие нравственные ценности объединяют Правдина и Стародума? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Какова роль
положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Можно ли
считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль»)
Чем
различаются характеры женихов Софьи? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Что могло дать
основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» трагедией? (По
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Что общего и
различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль»)
Черты
нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Г.Р. Державин. Стихотворения
Аргументируйте утверждение критика В.Г. Белинского, что «господствующим чувством» Г.Р. Державина был патриотизм. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)
В чём, с Вашей точки зрения, состоит
своеобразие поэзии Г.Р. Державина? (На примере не менее двух стихотворений по
Вашему выбору).
Как в поэзии Г.Р. Державина отражён его
художественный принцип: «пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно»? (На
примере не менее двух стихотворений по выбору учащегося)
Какие «вечные» вопросы поднимает Г.Р.
Державин в своих стихотворениях?
Какие «уроки»
властителям дают в своих стихотворениях М.В. Ломоносов и
Г.Р. Державин? (На примере одного из стихотворений каждого поэта)
Каковы
представления Г.Р. Державина о сущности поэтического творчества?
На какие
проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору)
Над какими
проблемами заставляет задуматься лирика Г.Р. Державина? (На примере не менее
двух стихотворений по Вашему выбору)
Над какими философскими вопросами
заставляет задуматься поэзия Г.Р. Державина? (На примере не менее двух
стихотворений по Вашему выбору)
Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
Аргументируйте
утверждение А.С. Пушкина: «Карамзин освободил язык от чужого ига и возвратил
ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова». (По повести Н.М.
Карамзина «Бедная Лиза»)
Аргументируйте
утверждение критика В.Г. Белинского, что в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина
«изображалась жизнь сердца и страстей».
В чём смысл
названия повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
Какие
нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
Каким
предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Каково
авторское отношение к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Каково отношение автора повести к Эрасту? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Какую роль в
повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» играет пейзаж?
Что позволяет
отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?