Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Текст Пескова В.

(1)«Весна». (2)Так называется эта картина из жизни русской деревни.

(3)Банный день. (4)Молодая мать одевает дочку в предбаннике. (5)Идет синеватый дымок из бани. (6)Под ногами счастливой матери золотится солома, стынет в ведерке вода из ручья, падает и тает редкий пушистый снежок. (7)Многие знают эту картину Аркадия Александровича Пластова, художника, чья судьба с первого до последнего часа жизни была связана с деревней Прислонихой, стоящей в полусотне верст от Ульяновска.

(8)Прислониха — деревенька старинная. (9)Ей триста лет. (10)Стоит она, прислонившись к косогору, поросшему лесом. (11)Среди всех событий, пережитых деревней, главным надо считать рождение в 1893 году в семье Пластовых мальчика, для которого родная деревня стала судьбой, а для деревни он навсегда — верный, преданный сын.

(12)Сын простого псаломщика, Пластов решил стать художником и стал им. (13)Большим, знаменитым. (14)Получил много наград, звание академика, стал подлинно народным художником, бывал за границей, не переставая и там учиться, но часто искренне говорил: «Я всем обязан деревне».

(15)Прислониха стала главным жизненным университетом Пластова. (16)Он знал быт крестьян, знал цену труда на земле. (17)И очень любил деревенских людей. (18)Начальные его работы — по большей части портреты крестьян. (19)И видим мы не просто людей в полушубках, в будничных линялых одеждах и в праздничных одеяниях. (20)Мы видим человеческие характеры, самые разные: вот на портрете Сила и Мужество, вот мужчина Хитрость, вот Мудрость. (21)Ничто в работах художника – ни облик людей, ни ощущение их мастерства, ни страсти — не подсахарено: всюду жизнь, какой она и была. (22)Пластов дорожил этой жизнью, причастностью к ней.

(23)Деревенская жизнь близка к природе, крепко связана с ней. (24)И природа является одним из главных героев Пластова. (25)Сколько написано им цветов, поставленных в вазы и кувшины, сколько их перешло на холсты с лугов, с песных поляшек! (26)Сколько грибов, ягод увековечено мастером! (27)Живой видится на его картинах вода — вода, бегущая в роднике, текущая из ковшика косаря и тихо подрагивающая в ведре.

(28)Пластов ловил мгновения — запечатлеть на холсте зной летнего полдня, закат солнца с алыми отблесками на постройках, деревьях и лицах людей. (29)Его волновали тишина и загадочность лунной ночи, привлекательность «ягодного местечка», зимние первопутки. (30)Ему удавалось «схватить» состояние природы, длящееся иногда всего две-три минуты. (31)И очень его волновали в российском пейзаже границы смены времён года — разливы речек, февральская высота, первая зелень после снегов. (32)И первый снег! (33)Этот мотив не раз повторяется на холстах.

(34)На деревенском материале откликался художник на требования текущей жизни. (35)Первой картиной, сделавшей имя Пластова сразу известным, был холст с названием «Фашист пролетел». (36)Трагический день осени 42-го года. (37)Остатки стада коров на опушке и лежащий в траве пастушок, расстрелянный с самолета. (38)Щемящий сердце эпизод огромной войны. (39)Картина была замечена. (40)Сталин из Тегерана распорядился послать самолет за этой картиной, чтобы поместить её в зале, где проходила в 43-м году знаменитая встреча глав государств, воевавших против фашистов.

(41)Одной из вершин творчества художника стала картина «Жатва». (42)Эту картину многие знают и любят. (43)Написана «Жатва» в 45-м году на подъёме нашей гордости великой Победой. (44)Это картина-свидетельство: Победа добывалась не только в окопах и на дорогах войны, но и там, где секли хлеб и ковали железо. (45)Следом за «Жатвой» можно назвать «Сенокос» (тоже картина 45-го года), «Первый снег», «Полдень». (46)В целом творчество Пластова — это пленительный мир искусства, пронизанный сердечным зовом художника: «Люди, любите жизнь!» (47)Лучшего дара для человека на Земле нет!»

(По В.М. Пескову)

* Василий Михайлович Песков (1930–2013) — советский и российский писатель, журналист, автор документальных очерков.

27Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Талант настоящего художника... В чём его истоки?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.