Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Цитаты для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1.«Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». (Щерба Л. В., известный лингвист)

2. «Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».(Шамфор Н.)

3. «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». (Емельянова О. Н., современный российский филолог)

4. «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». (Григорян Л. Т., известный учёный)

5. «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». (Шанский Н. М., известный филолог)

6. «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». (Валгина Н. С., известный современный лингвист)

7. «В художественной литературе прямая речь – неотъемлемая часть повествования. Она является средством создания характера персонажа, формирует в нашем сознании речевой портрет героя». (Учебник русского языка)

8. «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л. В., русский филолог)

9. «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».(Лихачёв Д. С.)

10. «Владение языком будет неполным, если вы не знакомы с фразеологией». (Учебник русского языка)

11. «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя». (Бабель Э. И., русский писатель)

12. «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». (Виноградов В.В., известный лингвист)

13. «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». (Буслаев Ф.И., русский лингвист)

14. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного самой своей формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». (Горшков А. И., известный русский филолог)

15. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения Своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». (Ожегов С. И., выдающийся русский лингвист)

16. «Глагол – самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!». (Югов А. К., писатель)

17. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». (Успенский Л. В., русский филолог)

18. «Грамматика русского языка прежде всего средство выражения мысли». (Милославский И. Г, современный лингвист)

19. «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». (Гвоздев А. Н., известный лингвист)

20. «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом». (Голуб И. Б., известный лингвист)

21. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». (Паустовский Г. К., русский писатель)

22. «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». (Аверинцев А. А., известный филолог и философ)

23. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». (Литературная энциклопедия)

24. «Изложение «от первого лица», употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя». (Кузнецов А. А., русский филолог)

25. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». (Ветвицкий В. Г., лингвист)

26. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» (Головин Б. Н., русский лингвист)

27. «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам». (Солганик Г. Я., известный филолог)

28. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». (Свифт Дж., английский писатель) Пример сочинения

29. «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» (Милославский И. Г., известный лингвист)

30. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». (Реформатский А. А., российский лингвист)

31. «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист)

32. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» ... выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» (Реформатский А. А., российский лингвист) Пример сочинения

33. «Многие слова в русском языке не только называют предмет, явление, но и положительно или отрицательно его характеризуют». (Введенская Л. А., современный лингвист)

34. «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» (Валгина Н. С., современный лингвист)

35. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». (Салтыков-Щедрин М. Е.)

36. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». (Шанский Н. М, известный филолог)

37. «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис». (Горшков А.И., известный лингвист)

38. «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (Рыбникова М. А.)

39. «Наш язык богат различными суффиксами, передающими чувства человека: ласку, иронию, пренебрежение, презрение». (Введенская Л. А., современный лингвист)

40. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». (Сухоруков Л. С., современный филолог)

41. «Нет таких звуков, красок образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». (Паустовский Г. К., русский писатель)

42. «О нас судят на основании того, что мы делаем, что мы говорим, как мы говорим». (Карнеги Д., известный психолог)

43. «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». (Постникова И. И., известный лингвист)

44. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Успенский Л. В., русский филолог)

45. «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент». (Милославский И.Г., известный лингвист)

46. «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов». (Милославский И. Г., известный лингвист)

47. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н. Г.)

48. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». (Максимов Л. Ю., современный российский лингвист) Пример сочинения

49. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость». (Валгина Н. С., известный современный лингвист)

50. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». (Зеленецкий А. А., русский лингвист)

51. «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». (Виноградов В. В., выдающийся лингвист)

52. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».(Львова С. И.)

53. «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». (Валгина Н. С., известный современный лингвист)

54. «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». (Валгина Н. С., современный лингвист)

55. «Русский язык... богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». (Толстой Л. Н., русский писатель)

56. «Русский язык... обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».(Короленко В. Г., русский писатель)

57. «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». (Горький М., писатель)

58. «Русский язык необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков». (Мериме П., известный французский писатель)

59. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». (Горелов И. Н., известный лингвист)

60. «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». (Виноградов В. В., известный лингвист)

61. «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (Степанов Г., известный лингвист)

62. «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». (Новиков Л. А., известный лингвист)

63. «Своё отношение к какому-то явлению, предмету, их оценку авторы иногда передают, употребляя в тексте имена существительные с суффиксами оценки». (Учебник русского языка)

64. «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано». (Виноградов В. В., известный лингвист)

65. «Смысл текста надо искать в его художественных средствах». (Граник Г. Г., современный лингвист)

«Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство». (Валгина Н. С., современный лингвист)

66. «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». (Милославский И. Г.)

67. «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». (Постникова И. И., известный лингвист)

68. «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их - поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». (Артюшков И. В.)

69. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (Потебня А. А.)

70. «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». (Валгина Н. С., современный лингвист)

71. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». (Буслаев Ф. И., знаменитый русский филолог)

72. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (Федин К. А., писатель, общественный деятель)

73. «У каждой части речи свои достоинства» (Пешковский А. М., выдающийся лингвист)

74. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». (Шергин Б. В., русский писатель)

75. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». (Из учебника русского языка.)

76. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста.».(Валгина Н. С., известный современный лингвист)

77. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». (Джанджакова Е. В., современный лингвист)

78. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». (Солганик Г. Я., современный лингвист)

79. «Части речи мы можем сравнить с большим оркестром, потому что, как музыкальные инструменты, каждая исполняет свою роль, а из их сочетания создаётся прекрасная музыка – великий, богатый и певучий русский язык.». (Гвоздев А. Н., лингвист)

80. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М. Н., современный лингвист)

81. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». (Реформатский А. А., российский лингвист)

82. Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». (Граник Г. Г., известный лингвист)

83. «Эпитеты – одежда слов». (Солоухин В. А., русский поэт и писатель) Пример сочинения

84. «Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». (Исаковский М. В.)

85. «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». (Гончаров И. А., русский писатель)

86. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Панов М. В.)

87. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр, французский философ)

88. «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». (Георг фон Габеленц)