ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР (2013-2014 гг.)
7-8 класс
Задание 1. Распределите слова по группам с учётом орфографических особенностей. Назовите орфограммы.
Безнравственный, бескорыстный, колются, ветреный, вовсе не интересный, скворчонок, строят, раскорчёванный (лес), навзничь, не вооружён, карманный, холщовый, по-медвежьи, презрение, прекрасный, приморский,выкачанная (нефть), тушёнка, серебряный, соломенный, чрезмерный, нехоженый.
Задание 2. Укажите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной -О. Аргументируйте свой ответ.
«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» – прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.
Задание 3. Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:
«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ, небось... (И он ударил её кнутом). Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ...». (И.С. Тургенев. Записки охотника. Касьян с Красивой Мечи)
Задание 4. Слово ГЛУХОЙ в русском языке имеет несколько значений. В каждом из приведённых примеров определите значение слова ГЛУХОЙ и смысл выделенных выражений.
Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.
Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.
Ага, небось, услышал, ГЛУХОЙ ТЕТЕРЕВ!
Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.
Разве её ГЛУХОЙ ИСПОВЕДЬЮ исповедовать?
Задание 5. Укажите, какой частью речи является слово ПРОСТО в приведённых ниже предложениях. Определите его значение и роль в предложении.
1) Он ПРОСТО умница.
2) ПРОСТО он молодец.
3) Он говорил ПРОСТО.
4) Всё было ПРОСТО в нём.
5) Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось.
Задание 6. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению? Аргументируйте свой ответ.
Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.
Задание 7. Что необычного с лингвистической точки зрения в выражении ВЫЙТИ В ИНТЕРНЕТ?
Задание 8. Укажите синтаксическую роль в предложении выделенных слов?
А) Он дал мне письмо с ПРОСЬБОЙ ОПУСТИТЬ его в почтовый ящик.
Б) Ветви ЕЛЕЙ тянулись к моему лицу.
В) ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду НЕ ДОЖДУСЬ окончания работы.
Задание 9. Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.
Дать помощь; сделать впечатление; оказать вред; предпринять меры; сделать подвиг; оказать большую роль.
Задание 10. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется количественное числительное семь.