Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 19
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Методическая копилка->Подготовка к ЕГЭ

Программа элективного курса
«Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Программа включает:

Пояснительная записка

В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач

Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку» будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы

Цели элективного курса:

Задачи элективного курса:

Технология организации учебного процесса по элективному курсу

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Программа рассчитана на 18 часов и адресована учащимся 10-11 класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях

Содержание программы

Модуль 1. Теоретический аппарат курса.

  1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
  2. Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения
  3. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлени
  4. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста
  5. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
  6. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици
  7. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
  8. Заключительная часть сочинения

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

  1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стил
  2. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил
  3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил
  4. Экспертная оценка творческих работ.

Методическая часть

Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

Формы итогового контроля по освоению ЭК и критерии их оценки.

  1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке)
  2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивани

Критерий эффективности реализации программы: в результате изучения курса максимальное количество баллов за содержание сочинения - 14.

Особенность программы: ЭК оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % (7 баллов) - «зачёт», менее 50 % (менее 7) - «незачёт»)

Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

  1. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. - Челябинск, «Взгляд», 2004
  2. Власенков А.И. Русский язык, 10-11кл. - М.: Просвещение, 2004
  3. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006.
  4. Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык. – М.: Просвещение, 2007
  5. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 200
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 200

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. - М.:Астрель, 2002
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.:Слово, 1997
  3. Калганова Т.А.. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение , 2002.
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1977
  5. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987
  6. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991

Приложения

Приложение 1. Тематическое планирование элективного курса:

Темы уроков Вид урок
1 Композиция сочинения - рассуждени Лекци
2 Зачин сочинения-рассуждения. Как начать Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
3-5 Тема и проблема текста. Как определить проблему Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
6 Как прокомментировать проблему. Виды комментари Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
7 Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позици Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
8 Как выразить собственное мнение по выявленной проблем Практику
9 Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументо Лекция с элементами практической и исследовательской деятельност
10 Финал сочинени Практику
11-12. Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стил Комплексное применение знани
13-14 Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стил Комплексное применение знани
15-16. Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стил Комплексное применение знани
17-18 Итоговые занятия. Защита творческих работ Презентация, рецензирование, экспертная оценка

Приложение 2. КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНкИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТоМ 2007-2008

Критерии оценивания ответа на задание С1 Баллы
I Содержание сочинения
К 1 Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0
К 2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текст
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет 2
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста 1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым  проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста 0
К 3 Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована 0
К 4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблем
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. 2
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт 1
Экзаменуемый сформулировал свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе 0
II Речевое оформление сочинения
К 5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
- в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью,  связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста 0
К 6 Точность и выразительность речи
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм 2
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи 1
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0
III Грамотность
К 7 Соблюдение орфографических норм
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2
допущена 1 ошибка 1
допущено более 1 ошибки 0
К 8 Соблюдение пунктуационных норм
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) 2
допущены 1 – 2 ошибки 1
допущено более 2 ошибок 0
К 9 Соблюдение языковых норм
грамматических ошибок нет 2
допущены 1 – 2 ошибки 1
допущено более 2 ошибок 0
К 10 Соблюдение речевых норм
допущено не более 1 речевой ошибки 2
допущены 2 – 3 ошибки 1
допущено более 3 ошибок 0
К 10 Соблюдение этических норм
этические ошибки в работе отсутствуют 1
допущены этические ошибки (1 и более) 0
К 11 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале 0
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1 – К12) 20

СкачатьВерсия для печати