Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 27
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по русскому языку. 2013 год. Вариант №3

Часть "A"

При выполнении заданий этой части (A1–A30) щёлкните мышкой по кружочку, соответствующему номеру выбранного вами ответа.

A1В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?






A2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?






A3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.






A4Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Усвоив правила русской орфографии,





A5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).






A6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?






Прочитайте текст и выполните задания A7 – A12.

(1)... (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широким и широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти разветвленную и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)... кино пользуется выразительно-изобразительными средствами других искусств, что свидетельствует о синтетичности этого вида искусства. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это находит свое прямое подтверждение в возросшем значении сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть, прежде всего, явление литературное. (6)В нем достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

A7Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?






A8Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?






A9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?






A10Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.






A11Укажите предложение, в котором есть действительное причастие прошедшего времени.






A12Укажите значение слова ЕСТЕСТВЕННЫЙ в шестом (6) предложении.






A13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Здесь не было величестве(1)ых гор и скал, окруже(2)ых облаками; это был обычный русский пейзаж: поля, луга, редкие деревни с соломе(3)ыми и деревя(4)ыми кровлями.





A14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?






A15В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?






A16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?






A17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. запрыг..вая Б. марш..вый В. просе..вать Г. вспыльч..вый





A18В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?






A19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?






A20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Всё внизу уже тонуло в сумерках ( ) и только верх кургана освещался красными лучами солнца.





A21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Воссозданные (1) на портретах современники Карла Брюллова – люди (2) проникнутые (3) благородными устремлениями, жаждой жизни.





A22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Дни июня (1) представьте (2) были невыносимо жаркие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Пушистая крона деревьев не потеряла упругости: листья молодых дубов (3) как будто (4) обмакнули в зеленый воск.





A23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)






A24Как объяснить постановку двоеточия в приведенном ниже предложении?

Зритель оказывается свидетелем всех душевных движений героев пьесы «Сослуживцы»: первоначальная отчужденность, обоюдная неприязнь перерастали постепенно в сочувствие друг к другу, а затем – во взаимную заинтересованность, нежность и, наконец, любовь.





A25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только вертолетом или гусеничной техникой.





A26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Темнота быстро сгущалась (1) и (2) хотя лошадь спокойно тащила телегу (3) мне начало казаться (4) что каждый шаг становится все опаснее.





Прочитайте текст.

Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами. Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали ее развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России.

A27В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?






Прочитайте текст и выполните задания A28 – A30; B1 – B8.

(1)В последнее время мне не раз приходилось читать и слышать о том, что якобы массовый героизм советских людей во время Великой Отечественной войны был обусловлен страхом. (2)Будто бы наших солдат сторожили специальные заградительные отряды, и того, кто пытался отступить, немедленно расстреливали. (3)Вот при трезвом размышлении наш боец и приходил к безрадостному выбору: если уж смерть всё равно неизбежна, то лучше пасть героем на поле битвы, нежели тебя, как предателя, пристрелят свои же.

(4)Нелепость такого «трезвого размышления» очевидна для любого человека, который хоть раз оказывался под пулями. (5)Я на всю жизнь запомнил свой первый бой. (6)Пыль, поднятая взрывами, закрыла солнце. (7)Земля ходила ходуном, как во время землетрясения, и я, слепой и оглохший, не понимал, где верх, где низ... (8)И что же, в такой момент, когда точно знаешь, жив еще или уже убит, кто-то сможет философствовать: раз бежать нельзя, что ж, делать нечего, приму геройскую смерть? (9)Это бред! (10)Страх не может превратить труса в героя! (11)Если бы это было возможно, все армии мира давно стали бы применять такой нехитрый метод воспитания воинской доблести. (12) Герой тем только и отличается от труса, что как-то умеет преодолеть страх смерти, что, истекая кровью, он почему-то продолжает сражаться с врагом. (13)»Как-то», «почему-то» -- я, несмотря на то что почти полтора года провел на передовой, не сумею объяснить, какие чувства руководят солдатом во время сражения, когда грань между жизнью и смертью становится почти неразличимой.

(14)Но важным мне здесь представляется иное: как современные люди объясняют себе поведение советских людей во время недавней войны. (15) «Фанатики, оболваненные пропагандой...», «марионетки, осужденные на подвиг...», «люди, у которых отняли будущее»... (16)Когда я, бывший солдат, слышу подобные заявления, то испытываю не возмущение и обиду. (17)Я же признался, что и сам не могу объяснить, почему мы погибали, но не бросали позиций. (18) Мне горько оттого, что я ощущаю свое бессилие: как объяснить современным людям, что человек в своих поступках может руководствоваться чем-то иным, кроме животного страха?! (19)Неужели моему соотечественнику сегодня проще поверить в то, что его деды и прадеды были запуганными рабами бесчеловечного режима, чем в то, что они беззаветно любили свою родину, где жили их матери, жены и дети, и что ценой своей жизни пытались спасти их от смерти? (20)А если, не дай Бог, на вашу долю выпадет такое же испытание, за что вы ухватитесь, какая вера вам даст силы, какое чувство заставит вас идти вперед? (21)Неужели вас погонит на верную смерть только темный, звериный страх и злобное отчаяние?! (22)Ведь нет же! (23)Вот и нас вели в бой совсем другие чувства.

(По А.Н.Кузнецову*)

*А.Н.Кузнецов (1920-1998) – писатель, участник Великой Отечественной войны.

A28В каком предложении автор текста называет чувство, которое вызывают у него представления современных людей об истоках героизма?






A29Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 9-13?






A30Укажите предложение, к котором используется фразеологизм.






Часть "B"

Ответы к заданиям B1 – B3 запишите словами. При перечислении слова разделяйте запятыми.

B1Из предложений 4-5 выпишите слово, которое образовано приставочным способом.



B2Из предложений 12-13 выпишите относительное местоимение.



B3Из предложения 23 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.



Ответы к заданиям B4 – B7 запишите цифрами. При перечислении цифры разделяйте запятыми.

B4Среди предложений 14—18 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.



B5Среди предложений 16-20 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.



B6 Среди предложений 8-13 найдите сложное предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого предложения.



B7Среди предложений 2-9 найдите такое, которое связывается с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8 «Автор поднимает важную проблему, и не случайно ключевое место в системе речевых средств выразительности занимает такое лексическое средство, как _______ (например, в предложении 10), которое придает тексту полемичность. ______ («доблести», «беззаветно») и такое синтаксическое средство, как _______ (предложения 9, 22), усиливают публицистичность и гражданский пафос размышлений автора. Важность тех чувств, которые руководят поступками людей, подчёркивается использованием такого тропа, как _______ («тёмный, звериный страх» в предложении 21)».

Список терминов: 1) эпитеты; 2) фразеологизмы; 3) олицетворение; 4) парцелляция; 5) анафора; 6) антонимы; 7) сравнение; 8) восклицательные предложения; 9) книжные слова


Ваше имя: